пятница, 19 августа 2011 г.

Йахве - умирающий и воскресающий бог?

Обеспокоенность древних плодородием земли, скота и людей нашла выражение в распространенном на Ближнем Востоке мифе об умирающем и воскресающем божестве. В большинстве эти мифы имеют сходный мотив. Божество, обеспечивающее плодородие, вступает в конфликт с божеством, олицетворяющим смерть, которое его побеждает, в результате чего в мире людей наступает период неплодородия. На поиски пропавшего божества отправляется его супруга, находит мужа и его восстанавливает, и в мире людей снова наступает период плодородия.

Пример такого мифа мы находим в угаритском эпосе о Баале. Баал, ханаанский бог-громовержец, побеждает бога водного хаоса Йамма, за что глава пантеона Эл дарит ему дворец - знак выдающегося положения в божественной иерархии. На пиру в свою честь Баал отказывается оказать знаки почтения богу смерти Моту и в последующей битве оказывается побежденным, попадая в мир мертвых. В поисках Баала богиня Анат вступает в сражение с Мотом и побеждает его, а Баал вырывается из подземелья и в решающей схватке умертвляет Мота и в мире наступает весна. Подобные мифы известны в Греции (Адонис и Персефона), Египте (Осирис) и в Междуречье (Таммуз и Иштар). В библейской религии такому мифу нет места. Смена времен года, согласно Библии - это не результат поочередной победы и поражения божества плодородия, а следствие Божественного установления: "до конца света сев и жатва, жара и холод, лето и зима, день и ночь не прекратятся". (Быт. 8:22).

Однако, как свидетельствуют археологические открытия, религия древних израильтян значительно отличалась от той, что представлена в Еврейской Библии. Собственно, и библейские тексты не скрывают, что среди израильтян был распространен культ Баала - умирающего и воскресающего бога.

Еврейская Библия также свидетельствует о том, что в процессе вытеснения культа Баала из израильской религии, происходил перенос качеств Баала в сферу действия Йахве. Библейский Бог ассоциируется с ветром, облаками, дождем, молниями и громом (Исх. 19:9,16, Ам. 4:7, Наум 1:3, Пс. 77:18-19). Йахве, а не Баал дает "небесную росу" и "жир земли" (Быт. 27:28).

Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 г.

Цикл рассказов о пророке Илье содержит описание состязания между пророками Баала и Ильей - пророком Йахве. Целью состязания стала способность пророков вызвать дождь, и тем самым обеспечить плодородие земли, и именно пророк Йахве вышел победителем, показав, что плодородие земли зависит не от Баала, а от Йахве. Более того, традиция в которой Баал побеждает бога водного хаоса также была перенесена на израильского Бога: Йахве побеждает Левиафана (Ис. 27:1), Йамма (море) и морских чудищ таннин (Пс. 74:13-14).

Однако, нигде в Еврейской Библии не упоминается о традиции, в которой побежденный Йахве умирает и сходит в подземный мир, чтобы победить смерть и воскреснуть.

Поклонялись ли израильтяне Йахве как умирающему и воскресающему божеству? Попробуем найти в Библии следы такого культа, которые могли остаться как в полемике, где библейские авторы сознательно упомянули бы о таком культе, так и в образах, которые использовали библейские авторы, не ассоциируя их связь с нежелательным культом.

Первое возможное свидетельство - "спящий" Йахве, которого "будят" в критической ситуации, как, например в Пс.44:24. В книге "Ветхий Завет и его мир" советский востоковед И.Ш.Шифман на основании этого стиха сделал предположение о том, что Йахве был умирающим и воскресающим богом. Этот стих автор переводит так:

Проснись, почто спишь, мой Господь?!
Пробудись, не покидай навечно.

По мнению Шиффмана, этот текст "позволяет думать, что Яхве был умирающим и воскресающим богом, и что существовал обряд пробуждения Яхве от смертного сна".

Раз уж речь зашла о псалмах, стоит сделать краткое введение. Псалмы принято довольно условно делить на "плачи" или "молитвы", "гимны", "благодарственные песни", "царские псалмы", "песни Сиона" и др. 44-й псалом относится к группе "плачей" или "молитв" адресованных Богу в моменты национальных или индивидуальных кризисов. Такие псалмы обычно состоят из следующих компонентов:

- историческое введение
- жалоба,
- просьба о помощи,
- подтверждение верности и
- клятва восхвалить Бога после окончания кризиса.

Примеры других псалмов этой группы включают 60, 74,79, 80, 83, 85, 90, 94, 123 и 137. 44-й псалом - это национальный плач после военного поражения, представляющий собой противоположность победному гимну (Суд. 5), исполняемому после победы над врагами. После обращения к Богу "О Йахве!" автор переходит к перечислению событий славного прошлого, переданных традицией, в которых народ с Божьей помощью побеждал врагов. Идя на битву, воины, окрыленные таким прошлым были обречены на победу, и тем горше стало поражение. Теологическая проблема, которая волнует автора псалма - как так получилось, что народ был верным своему Богу: "мы о Тебе на забывали, и условия Твоего договора не нарушали." а Бог свой договор нарушил:

"если будешь Меня слушать соблюдать все, что я скажу, то я буду враждебным к вашим врагам и буду сражаться с вашими недругами" (Исх. 23:22).

Очевидно, Бог не вышел на сражение. Почему так произошло - автор не дает ответа. Бог отверг Свой народ в этой битве, и в финальной молитве народ просит "не отвергать навсегда". Именно об этом идет речь в конце 24 стиха (а не о вечном сне, как можно понять из перевода Шиффмана).

Остановимся подробнее на 24 стихе - начале просьбы о помощи. עורה למה תישן אדני "Проснись, почему спишь, Господь?" Глагол, стоящий в императиве עור, действительно имеет значение "проснись", однако в военном контексте означает "выходи на бой", так же как и в победном гимне Суд. 5:12 - "Проснись (т.е. выходи на бой), Дебора". Соответственно, ישן нужно понимать не буквально "спать", а "не участвовать в битве". Битва проиграна, но война продолжается.

В 27-ом, заключительном стихе псалма, народ восклицает: "Восстань, помоги нам!". Восстань קומה, означает не "восстань из мертвых", а боевой клич, которым начинали сражение, и о котором говорится в Чис. 10:35 "И когда приносили Ковчег, Моисей говорил - Восстань Йахве, пусть рассеются твои враги, и побегут от тебя твои неприятели".

Таким образом, детальный анализ Пс. 44:24 показывает, что не обязательно привлекать мифологический мотив умирающего и воскресающего божества, чтобы понять, о чем хотел нам сказать автор. Другие примеры, где встечается образ "спящего и пробуждающегося" Йахве (Пс. 7:7-8, 59:5-6, 78:61-66) также не дают оснований для гипотезы о существовавшем культе умирающего и воскресающего Йахве.

Однако, "спящий и пробуждающийся" Йахве - это не единственный возможный след культа умирающего и воскресающего божества в Еврейской Библии. Другой такой гипотетический след - это стандартная формула клятвы חי יהוה "Жив Йахве!", а также фраза из Книги Иова ואני ידעתי גאלי חי "ибо я знаю, что мой мститель жив" (Иов. 19:25). Оба древнееврейских выражения имеют параллели в угаритском цикле о Баале.

Особенно интригует параллель с Иовом. После того, как дева Анат расправилась с Мотом, верховный бог Эл говорит:

Пусть небо прольется маслом,
пусть долины потекут медом.
Я и узнаю, что Доблестный Баал жив (wid' khy aliyn b'l)
и что Принц, Господин земли, есть.

Нет сомнений, что "жив" здесь нужно понимать именно в контексте умирающего и воскресающего божества. Шведский ориенталист Geo Widengren считает, что поразительное сходство этого фрагмента с фрагментом из Книги Иова может говорить о связи Иов. 19:25 с культом умирающего и воскресающего бога. Другие ученые считают, что параллель случайна, указывая на совершенно различные контексты сцены из цикла о Баале и 19-й главы Книги Иова.

Формула клятвы "Жив Йахве" также не может не наводить на мысль о связи с культом умирающего и воскресающего божества. В этой связи необходимо отметить Ос. 4:15, стих в котором пророк, после обвинения израильтян, жречества и ложных культов, заявляет:

А ты, Израиль, не навлекай на себя беду.
Не входи в Гилгал,
Не ходи в Бет Авен,
Не клянись "Жив Йахве..."

Вполне понятно, почему Осия запрещает израильтянам посещать ханаанскаие культовые центры в Гилгале и Бет Авене. Но почему пророк также против традиционной клятвенной формулы "Жив Йахве..."? Widengren считает, что Осия видит в такой формуле отражение культа умирающего и воскресающего Йахве, и, естественно, отвергает ее, как про-ханаанскую.

Дополнительное подтверждение своему аргументу Widengren находит в Пс. 18 (= 2 Сам. 22), где формула "Жив Йахве" (Пс.18:43) встречается как вступление к восхвалительной части псалма. 18-й псалом считается одним из самых про-ханаанских текстов Еврейской Библии. Герой поэмы, погибая в смертельной схватке, кричит о помощи. Йахве, услышав крик, в образе огнедышащего дракона ("от ноздрей поднимается дым, из пасти - пожирающее пламя") вызывая землетрясение, спускается со своего небесного дворца на грозовой туче, седлает херувима и летит на крыльях ветра спасать героя. Воскликнув громовым голосом и послав на землю молнии, от чего обнажается дно океана, Йахве выхватывает героя из глубоких вод, который начинает свое восхваление словами "Жив Йахве!".

Многие комментаторы считают этот псалом адаптацией ханаанской поэмы о борьбе Баала против бога водного хаоса Йама и бога смерти Мота. В контексте ханаанской традиции "жив Баал" означает то, что он восстал из царства мертвых. Следует ли из формулы "жив Йахве" то, что и библейской бог когда-то умирал и воскресал? Скорее всего - нет. Формула могла войти в израильскую религию так же, как вошли остальные атрибуты баализма - в процессе вытеснения культа Баала. Именно об этом, возможно и говорит Ос. 4:15, протестуя против клятвы именем Йахве с использованием формулировки клятвы Баала, так же как он протестует против поклонения Йахве в традиционных культовых центрах баализма.

Поиски в Еврейской Библии следов культа Йахве как умирающего и воскресающего божества не дали убедительных результатов. "Спящий" и "разбуженный" Йахве - это терминология означающая бездействие божества, которое привело к кризису, "Восстань, Йахве" - это древняя национальная формула, вряд ли имеющая отношение к мифологии ханаанцев. Наиболее обещающей выглядит стандартная клятва "Жив Йахве", однако, и она не дает оснований для гипотезы об умирающем и воскресающем Йахве. Возможно, формула попала в культ Йахве вместе с другими атрибутами ханаанского Баала - бога плодородия и погоды. Почему Бог израильтян не позаимствовал способность Баала сходить в мир мертвых и выходить обратно? Возможно, здесь дело в том, что израильский Бог не проигрывает. В любом случае, этот "недостаток" еврейской религии с лихвой компенсировало христианство.

34 комментария:

  1. Очень хорошая статья!
    Ваши собственные статьи более убедительные, чем переводы других авторов. Хотел бы чаще их встречать.

    ОтветитьУдалить
  2. Эндрю Тегмарк
    А как по вашему быть с Левиафаном:Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана! Книга Иова Глава 3:8. В переводе Книги Иова, выполненым РБО указывается, что возможно в Главе 3:5 - Пусть он достанется тьме, пусть его охватит мрак кромешный, туча скроет, ужаснет затмение - солнечное затмение понималось как пожирание Солнца Левиафаном, и заклинатели должны заставить его вернуть Солнце.
    То есть Левиафан мог бы быть потенциально пробуждающимся.
    Я конечно не знаю, но может быть воскресающими и умирающими могли бы быть Йахве Теманский или Йахве Самарийский. Ведь первоначально Йахве, как пишут, имел жену Ашеру - то есть ещё одна параллель с угаритским Ваалом.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо Жене за оформление и Тарасу за высокую оценку! Женя, стоит ли добавить книгу Шифмана Ветхий Завет и его мир в нашу библиотеку?

    Эндрю Тегмарк, я не совсем понял Ваш вопрос. О Йахве Теманском и о Йахве Самарийским есть по одной надписи, которые вроде не дают оснований считать, что эти божества были умирающего и воскресающего типа.

    Вопрос о Левиафане - можно ли его сформулировать более подробно?

    ОтветитьУдалить
  4. Эндрю Тегмарк.
    Вопрос о Левиафане - можно ли его сформулировать более подробно? Да мне уж и сказать больше нечего, я прочитал в Книге Иова (перевод РБО), что предполагалось будто бы, что Левиафан мог проглотить Солнце,из чего я предположил что эта тварь может пробудиться.

    ОтветитьУдалить
  5. >Баал, ханаанский бог-громовержец, побеждает бога водного хаоса Йамма

    Левиафин скорее аналог Йамма, бог водного хаоса.

    Кстати где-то я читал, кажется у Крывелева, что у Яхве была жена, и звали ее как раз Анат, выходит Яхве все-таки аналог Баала?

    >Еврейская Библия также свидетельствует о том, что в процессе вытеснения культа Баала из израильской религии, происходил перенос качеств Баала в сферу действия Йахве.
    >Более того, традиция в которой Баал побеждает бога водного хаоса также была перенесена на израильского Бога
    А есть ли основания полагать, что функции Баала были именно перенесены на Яхве, а не принадлежали ему изначально?

    ОтветитьУдалить
  6. Эндрю Тегмарк
    Левиафин скорее аналог Йамма, бог водного хаоса. - Я думаю Левиафан - это аналог дракона Латану.

    ОтветитьУдалить
  7. >>Возможно, здесь дело в том, что израильский Бог не проигрывает

    Хотя из Еврейской Библии известен случай, когда антропоморфный Бог проиграл человеку - Бытие 32:22-32. Впрочем, насколько я осведомлен, этот кусок не из Яхвиста, так что едва ли это можно отнести к Яхве.

    ОтветитьУдалить
  8. Там вообще непонятно с кем дрался Иаков-Израиль. Сказано "Некто". Имени своего Некто не назвал, это Иаков уже сам додумал. "на что ты спрашиваешь об имени Моем?" К тому же странно, что он так боялся зари. "И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря." Скорее речь идет о каком-то ночном демоне. Фрезер, сравнивая эту сцену с аналогичными мифами других народов, делает вывод что это был дух реки.

    ОтветитьУдалить
  9. Женя, стоит ли добавить книгу Шифмана Ветхий Завет и его мир в нашу библиотеку?
    Да,Вадим, конечно, она уже там.:) Присоединяюсь к мнению Тараса,-замечательная статья. Большое спасибо.

    К тому же странно, что он так боялся зари.
    Может быть, Некто не боялся зари, а сам был ответственен за восход солнца. Был типа ночной антропоморфной модификацией бога солнца, вроде египетского Атума, которого часто изображали антропоморфно.

    ОтветитьУдалить
  10. Еврейская Библия также свидетельствует о том, что в процессе вытеснения культа Баала из израильской религии,..
    Хотела спросить, почему, израильская религия стряхивая Баала, вполне терпимо относится к ханаанскому Элу, признавая его богом отцов?

    ОтветитьУдалить
  11. Может быть, потому что Эл и Йахве слились в единое божество на ранних этапах развития религии? Ф.М. Кросс, если я правильно помню, развил теорию о том, что йахве цебаот - это на самом деле эпитет Эла, то есть йахве - это форма глагола "быть" (которая, правда, нигде не встречается), что-то вроде "создатель воинств".

    Хотя, с другой стороны, в патриархальном цикле, например, в эпизоде с Малки-Цедеком, автор вроде бы отличает Йахве от Эла, признавая, что богом патриархов был именно Эл. Кстати, это один из аргументов происхождения патриархального цикла в 2 тыс. до н.э. - там встречается Эл и не встречается Баал. Может, причина терпимого отношения израильской религии к Элу в том, что он действительно был богом отцов?

    ОтветитьУдалить
  12. Эндрю Тегмарк
    Может, причина терпимого отношения израильской религии к Элу в том, что он действительно был богом отцов?
    А не являлись ли Яхве, Хамос и Ваал родными братьями? Военачальник Иеффай кажется признавал реальность Хамоса, вы сами в статье о моавитском камне привели пример, где израильское войско пришло в смятение, от того что царь Меши принёс в жертву своего сына.
    И что вы можете сказать по поводу Книги Иова; нельзя ли и её разделить на "Яхвиста" и "Элохист"
    Я поднимал эту тему здесь:http://atheo-club.ru/newphpBB/viewtopic.php?f=5&t=3094&p=25368#wrap, но ответа вообщем то не получил.

    ОтветитьУдалить
  13. Эндрю Тегмарк
    Гиперссылку к сожалению не сделать, но это в разделе "Научная библеистика" в теме "Яхве - воскресающий и умирающий бог"?, предпоследнее сообщение.

    ОтветитьУдалить
  14. Кстати, это один из аргументов происхождения патриархального цикла в 2 тыс. до н.э. - там встречается Эл и не встречается Баал.
    -Вадим, я не поняла, почему отсутствие Баала помещает патриархальный цикл во 2 тыс до н.э?

    ОтветитьУдалить
  15. Может быть, потому что Эл и Йахве слились в единое божество на ранних этапах развития религии?
    Выходит в глазах евреев, ханаанские соседи, почитающие «старого» Эля,-отца Баала и др, на самом деле служат Йахве???

    ОтветитьУдалить
  16. > почему отсутствие Баала помещает патриархальный цикл во 2 тыс до н.э?

    Я думаю, что люди, которые это говорят, рассуждают так. Когда на религиозной арене появляется новый бог, старые боги не исчезают, но теряют активность, уступая место новым. Появляется пантеон с несколькими поколениями - старые боги - отцы, новые - их дети.Например - Уран - Крон - Зевс, Бог-Отец - Бог-Сын. Такую же картину мы видим в угаритском эпосе 13 в до н.э. Эл - отец, Баал и другие - дети. Это позволяет говорить о том, что культ Эла был распространен раньше 13 в.

    ОтветитьУдалить
  17. Т.е. согласно этой точке зрения Баал более молодое божество по сравнению с Йахве?

    ОтветитьУдалить
  18. Widengren считает, что Осия видит в такой формуле отражение культа умирающего и воскресающего Йахве, и, естественно, отвергает ее, как про-ханаанскую.
    -Кстати, неприятие Осией культа умирающего и воскресающего божества плодородия, возможно, отразилось также в ст. 7:14, там пророк обвиняет людей в том, что они за хлеб и вино сами себя ранят. Полосованием людьми своих тел, видимо, сопровождались траурные обряды по случаю смерти Баала, эти культовые действия были как-то связаны с его будущим воскрешением и возвращением дождей. В угаритских мифах Эл и Анат, оплакивая Баала, тоже ранили себя.

    Но, занятно, что Осия все же использует в своей речи символизм вражеских мифов об умирающем и воскресающем божестве плодородия, правда, не в отношении Йахве, а применительно к Израилю. Например, смерть Израиля из-за служения Баалу(Ос. 13:1), сопровождается картинами засухи -«…и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; »(13.15). И подобно тому, как возвращение Баала из царства мертвых синхронизировано с наступлением периода плодородия, возвращение к жизни Израиля, Осия тоже связывает с плодородием - «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. «(14:5).

    ОтветитьУдалить
  19. > Т.е. согласно этой точке зрения Баал более молодое божество по сравнению с Йахве?

    Скорее, по сравнению с Элом.

    ОтветитьУдалить
  20. > Почему Бог израильтян не позаимствовал способность Баала сходить в мир мертвых и выходить обратно? Возможно, здесь дело в том, что израильский Бог не проигрывает.

    Умирающие и возрождающиеся божества свойственны земледельческим цивилизациям, поскольку цикл смерти-возрождения описывает земледельческий цикл. Полукочевые пастухи холмов Самарии, вместе с финикийцами, арамеями и другими, были осколком древнего ханаанского общества, рухнувшего под ударами морских людей около 1200. Но, в отличие от оседлых собратьев, будущие основатели израильского царства были скотоводами, поэтому их божество унаследовало (вместе с женой Ашерой) черты Эля-громовержца. Не располагая письменностью (по крайней мере поначалу), израильтяне были вынуждены примитизировать свой культ, поэтому Яхве постепенно воспринимает черты сразу нескольких божеств. В отличие от израильтян, финикийцы сохранили угаритский пантеон практически без изменений, и впоследствии передали его грекам вместе с алфавитом. Эти теологические, а также экономические разногласия привели к конфликту между полукочевыми израильтянами и оседлыми финикийцами. Этот конфликт красочно описан в песне Деворы (Судей 5), а также в книге Осии.

    > Поиски в Еврейской Библии следов культа Йахве как умирающего и воскресающего божества не дали убедительных результатов.

    Не мудрено, ведь между циклом Ваала и основными работами Ветхого Завета - добрая тысяча лет. Если бы такие следы и сохранились, редакторы наверняка вымарали их как не соответствующие доктрине.

    ОтветитьУдалить
  21. > Хотя из Еврейской Библии известен случай, когда антропоморфный Бог проиграл человеку - Бытие 32:22-32.

    В Бытии 32 - пересказ отрывка из Осии (12:4): Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его.

    Несколько исследователей указывают, что правильный перевод: Он (Иаков) боролся с Богом - и Бог превозмог; Иаков плакал и умолял Его (Бога).

    Исследователи в основном согласны, что слово Ангел (מלאך) - более поздняя редакторская вставка.

    Располагая этим источником, автор Бытия 32 пытается развить эту историю с этиологической точки зрения, то есть объяснить связь между праотцом Иаковом и самоназванием группы племен - Израиль. Но здесь возникает путаница - "Израиль" переводится как "Побеждает Эля/Бога," в то время как правильный перевод этого древнего имени - "Эль/Бог побеждает."

    Таким образом, весь этиологический сюжет ставится с ног на голову; первоначальный смысл теряется.

    ОтветитьУдалить
  22. > богом патриархов был именно Эл. Кстати, это один из аргументов происхождения патриархального цикла в 2 тыс. до н.э. - там встречается Эл и не встречается Баал.

    Типичная выжимка теории школы Олбрайта и его последнего осколка Кросса - привязать Яхве к угаритскому пантеону и так попытаться обосновать историчность патриархов. Развенчана и полностью оставлена лет 30 назад.

    У Осии единственный праотец Израиля - Иаков. Осия ничего не знает об Аврааме и Исааке, поскольку это были южные (Иудея) прародители, из Хеврона и Бетеля соответственно. В древней Палестине было распространено поклонение умершим предкам, которые после смерти приобретали характер божеств. На раскопках древнейших стоянок в регионе под жилищами найдены мужские черепа, украшенные камнями. Каждое племя имело своего божественного прародителя. Обряды поклонения умершим предкам прослеживаются у коренных палестинцев-федайинов вплоть до начала 20 века, то есть почти до наших дней.

    ...Однако шанс сшить всех трех праотцов в единое повествование возник лишь после падения Израиля в 722 году, когда беженцы из Самарии осели в Иерусалиме и традиции перемешались. Это мастерски проделал Яхвист в книге Бытия какое-то время спустя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда я читал Библию, у меня тоже сложилось впечатление, что изначально легенды об Аврааме, Исааке и Иакове были независимы. Иначе трудно объяснить божественный склероз Яхве: если он уже заключил договор с Авраамом, зачем перезаключать еще с его потомками?

      Удалить
  23. > Умирающие и возрождающиеся божества свойственны земледельческим цивилизациям

    В период создания библейских текстов израильтяне были земледельческим народом.

    ОтветитьУдалить
  24. > В период создания библейских текстов израильтяне были земледельческим народом.

    Да, но библейские тексты создавались не под влиянием цикла Ваала и угаритского пантеона. Финикийские Ваалы рассматривались иудеями как языческие божки. Отсюда Вельзевул, или Ваал Зевув.

    Библейские тексты создавались под влиянием общего ближневосточного культурного наследия в целом, и аниконичного, централизованного, монолатрического культа Ашура в частности.

    Эта культурная среда сделала невозможным проникновение умирающего и воскресающего Ваала в Ветхий Завет.

    ОтветитьУдалить
  25. А может в первичной редакции говорилось не о Яхве, а о его жене - Ашере. Есть вавилонский миф о смерти и воскрешении Иштар:

    http://holonist.livejournal.com/165683.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В первичной редакции какого текста?

      Удалить
    2. Вот, возьмём цитату из этой же статьи:

      /цитата/
      Первое возможное свидетельство - "спящий" Йахве, которого "будят" в критической ситуации, как, например в Пс.44:24. В книге "Ветхий Завет и его мир" советский востоковед И.Ш.Шифман на основании этого стиха сделал предположение о том, что Йахве был умирающим и воскресающим богом. Этот стих автор переводит так:

      Проснись, почто спишь, мой Господь?!
      Пробудись, не покидай навечно.

      По мнению Шиффмана, этот текст "позволяет думать, что Яхве был умирающим и воскресающим богом, и что существовал обряд пробуждения Яхве от смертного сна".
      /конец цитаты/

      Не мог ли первоначально этот стих (Пс.44:24) относится не к самому Яхве, а к его жене - Ашере:

      Проснись, почто спишь, моя Госпожа?!
      Пробудись, не покидай навечно.

      Ведь Ашера была помимо прочего богиней плодородия. А когда вводили строгий монотеизм, обращение "моя Госпожа" заменили на "мой Господь" ?

      Удалить
    3. > Проснись, почто спишь, моя Госпожа

      Есть ли в угаритской или аккадской литературе фрагменты с Ашерой, параллельные такому тексту?

      Удалить
  26. Спасибо. Интересная статья. Хотелось бы уточнить Яхве это всё таки Эль ханаанского пантеона или Баал?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я представляю себе это так. Эл - это общий бог всех семитов, живших в древней Палестине. Возможно, он был богом еще до разделения северо-западных семитов на финикийцев, моавитян, израильтян и прочих жителей Палестины. Кроме Эла, у каждого народа был еще один свой, национальный бог. У иудеев этим богом был Йахве, у израильтян и финикийцев - Баал, у моавитян - Кемош, и т.д.

      Удалить
  27. Насчёт того, как Яхве (он же Йево) стал главным (а затем и единственным) еврейским богом у меня есть мнение. Иерусалим до захвате города Давидом назывался Йевус - не в честь ли бога Йево, который, может статься, был городским покровителем?
    В те времена храмы богов и их жрецы крайне редко уничтожались завоевателями, опасавшимися мести богов. Наоборот, божеств завоёванных местностей старались расположить к себе дарами и жертвами. Йево таким образом стал покровителем столицы, а впоследствии расширил зону до всей Иудеи и.т.д.
    Филистимские союзники Давида принесли в город ковчег Ашеры, который впоследствии Соломон внёс в храм к Йево - так образовалась семейная пара Элохим=Яхве+Ашера. Появилась легенда, что в Филистимии Ашере не приглянулся ни один жених - внесли в храм к Дагону - руки, ноги ему переломала. А еврейского Йево (Яхве) полюбила.

    ОтветитьУдалить
  28. О том, что Яхве, это тот же Йево пишет Википедия:

    По-видимому, почитание Яхве было распространено не только среди древних евреев, а встречалось и у других западносемитских племен.
    У финикийцев он был известен под именем Йево и в Библе под именем Йехи (Йихави). Отвечал за морскую стихию и считался покровителем г. Бейрута, где были обнаружены тексты, посвящённые Йево, безусловно созданные под влиянием мифов о Баал-Хаддаде, боге грозы, сыне угаритского Илу. Имя последнего перешло в иврит в нарицательной форме, в значении «бог», а функции Илу (Эла) вобрал Яхве. В Палестине считался покровителем древнеизраильского союза племён и, вероятно, покровителем Эдома. Борется с Йамму (морем) и левиафаном и одерживает победу.
    В Угарите и Ханаане Яхве (Йаву) называли Йамму — бога моря, побеждённого в борьбе с Баалом. Кроме того, в угаритских ритуальных молитвах Яхве отождествляется с Элом или он называется сыном Эла

    Об этом же в статье:
    http://www.svob.narod.ru/bibl/yahwe_khan.htm

    Если Йево (Яхве) и Йамму - один и тот же бог, то тогда Яхве умирал (убит Баалом в угаритском мифе), но был потом воскрешён.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дубина Мардука3 июля 2014 г., 16:13

      Это не правда, никакие "тексты, посвящённые Йево, созданные под влиянием мифов о Баал-Хаддаде" не были обнаружены.

      Удалить